Энергосервис сегодня

Механизм, барьеры и причины медленного развития энергосервиса в России.

Категории: Новости

Опубликовано: 06.05.2013

Сегодня много говорится о механизме энергосервиса — какие надежды на него возлагаются и почему он пока их не оправдывает. Хорошо известны барьеры, которое профессиональное сообщество называет основными причинами медленного развития сектора. В этих условиях интересно сравнить российскую ситуацию с положением дел в других странах. Все ли там просто и ясно, и если мы «догоняем» развитые страны в энергоэффективности, то что нас ждет?


Стратегичность

Начать надо с того, что в странах, на которые мы хотим равняться, энергоэффективность — неотъемлемая часть национальных стратегий. Не декларация, а измеримые цели, контрольные показатели, разработанные программы и мероприятия по секторам экономики. И все это увязано с отраслевыми и территориальными планами развития. При этом в Энергетической стратегии России до 2030 г. указывается, что до сих пор снижением энергоемкости мы обязаны росту ВВП как результату роста мировых цен на экспортируемые топливно-энергетические ресурсы.
То есть, к сожалению, говоря об энергоэффективности, свои запасы углеводородов России экспортирует, в то время как та же стратегия называет главной проблемой значительный нереализованный потенциал организационного и технологического энергосбережения, составляющий до 40 % общего объема внутреннего энергопотребления. Наши конкуренты в своих стратегиях ставят цель избежать зависимости от внешних поставок (в т.ч. российских) энергоресурсов.
Реальной энергоэффективности способствовали бы развитие возобновляемых источников, энергосбережение на всех этапах от добычи топлива и производства энергии до конечного потребителя, эффективное использование ТЭР для производства продукции с высокой добавленной стоимостью и ее экспорта.
Планы Китая, например, в этом направлении действительно амбициозны.


Прогноз объемов китайского экспорта «зеленых» товаров и услуг, млрд. долларов в год в ценах 2009 г.

Законодательство

Российскому закону, регулирующему сферу энергоэффективности, чуть более трех лет, в то время как в Европе этим занимаются лет 40. Наше законодательство принято ругать, и в находящемся в Госдуме законопроекте содержится более 500 предлагаемых поправок в 261-ФЗ.
В Европе недавно принята Новая Директива по энергоэффективности 2012/27/EU. В частности, она предусматривает, что энергораспределительные компании и розничные продавцы энергии обязаны ежегодно экономить (в т.ч. на уровне конечных потребителей) 1,5 % своего объема продаж энергоресурсов в натуральном выражении; энергообследования предприятий; мониторинг энергоэффективности вновь вводимых генерирующих мощностей в ТЭК. Много знакомого нам, но есть и отличия.

Роль энергосервиса

И там, и здесь она видится как ключевая. Это финансовый механизм, привлекающий финансирование, технологии, компетенции для повышения энергоэффективности в реальном секторе и достижения стратегических целей развития всей экономики. Энергосервисные рынки в США, Европе и Китае эксперты оценивают в диапазоне €4-7 млрд. в год. Потенциал российского рынка оценить никто и не пытался, это пока невозможно. Однако Россия и Европа находятся на различных ступенях развития энергосервиса. Европу волнует, каков коэффициент возврата на инвестиции в энергосервисе по сравнению с другими отраслями; почему выгодно комбинировать частные и бюджетные инвестиции, и как оптимизировать их соотношение для более широкого распространения перфоманс-контрактов; почему важно стандартизировать измерения и верификацию; выведение проекта за пределы бухгалтерского баланса и так далее. До таких вопросов российский рынок явно еще не дорос.
В то же время, вопрос развития финансовых рынков в целях стимулирования энергосервисной деятельности нам очень близок, как и поиск баланса между достижением наилучших результатов экономии и сокращением сроков окупаемости проекта. Острейшие вопросы у нас — низкая мотивация у заказчика, недостаточная законодательная проработка процедур и небаланс рисков между исполнителем и заказчиком.

Технологии

Европейские энергосервисные компании применяют довольно широкую линейку — 27 различных энергоэффективных технологий.
Характерно, что самым быстрорастущим сегментом остается освещение — 22 % всех энергоэффективных проектов связаны с заменой осветительного оборудования на более энергоэффективное и реализацией мер по управлению освещением.

Освещение

В России сегмент оптимизации и модернизации освещения для снижения энергопотребления также активно развивается. Для рынка актуальной остается задача разработки технологии снижения мощности у конечных потребителей, так, чтобы она была применима на существующем у потребителя оборудовании при минимальной стоимости перенастройки технологии в случае изменения технологического процесса потребителя.
Международный консорциум компаний предложил нетривиальное для сложившегося рынка решение, над которым мы в данный момент работаем. Чип, встраиваемый в ЭПРА светильника (любого типа светильников, имеющихся на объекте), может программироваться различным образом. На включение, выключение и диммирование до определенной мощности в зависимости от времени суток на основании заложенных временных графиков; в зависимости от естественной освещенности на основании установленного датчика освещенности; в зависимости от наличия активности в зоне светильника (на основании данных датчика движения).
Изменение мощности (диммирование) происходит плавно, а не скачкообразно, в очень широком диапазоне: от 15 до 100 % для ламп ДНаТ и люминесцентных ламп, от 50 до 100 % для металлогалогеновых ламп, от 1 до 100 % для светодиодных светильников.
Объект можно зонировать в зависимости от различного функционала и потребностей в освещении зон, осветительные приборы могут управляться как каждый по отдельности, так и будучи объединенными в группы, с последующей возможностью перегруппировки.
Система состоит из блока управления, генерирующего управляющие сигналы для отдельных светильников или их групп на основании временного графика, данных с датчиков интенсивности освещения или импульсов от датчиков движения; блока модуляции при источнике питания, т.е. пункте включения; и диммируемого ЭПРА, которые плавно регулирует входную мощность подключенных светильников, включает или выключает их в соответствии с сигналами управления.
Управляющий сигнал передается через силовые кабели, т.е. дополнительной прокладки коммуникаций не требуется. Отсутствуют генерации высших гармоник, накладки частот на несущую волну, деформации синусоиды.
Возможны различные опции системы управления: от локального управления каждым светильником на основе установленной программы в каждом ЭПРА (управление светильником в ручном режиме) до создания системы управления на базе единой диспетчерской службы со специализированными автоматизированными рабочими местами (дистанционное управление). В любом из вариантов программа управления может изменяться, если меняются потребности на объекте.
Все это позволяет добиться экономии расхода электроэнергии на освещение от 20 до 60 %, снижения уровня выбросов СО2, улучшения качества освещенности и условий пребывания людей, продления срока службы источников света благодаря плавному управлению интенсивностью освещения. При этом нет необходимости менять осветительное оборудование на объекте, а гибкость и оперативность перепрограммирования светильников может быть самой различной.
Это дает основания полагать, что для отечественного рынка найдена удобная и широко применимая технология экономии энергии на освещение у потребителя с гибкими настройками, сохранением существующего оборудования и минимальными затратами на внедрение. Время покажет ее конкурентоспособность.


Распределение доходов ЭСКО по рынкам конечных пользователей, США, 2011, % (Источники: LBNL, Pike Research)

Объекты энергосервиса

Наибольшую долю в числе объектов энергетической модернизации в Европе занимают офисные здания (26 % от общего числа объектов). Бюджетная сфера (общественный сектор) на втором месте — 10 %. В США иная специфика — подавляющее большинство перфоманс-контрактов реализуются в бюджетной сфере.
В России редкие энергосервисные компании также нацелены по большей части именно на бюджетную сферу, несмотря на целый ряд ограничений и сложностей работы в этом секторе, таких как низкая мотивация к энергосбережению, короткий срок бюджетного планирования, разделение полномочий между главным распорядителем бюджетных средств и собственно бюджетным учреждением; ограничения законодательной и нормативно-правовой базы, в первую очередь Федерального закона №94-ФЗ и постановления Правительства №636.


Инвестиции федерального правительства США в энергосервисные проекты, млн. долларов (Источник: Министерство энергетики США)

Государственная поддержка

Европейские ЭСКО тоже строго судят свои национальные правительства за недостаточную, по их мнению, результативность энергетической политики: ее считают неэффективной почти половина компаний. Однако в большинстве стран мы видим меры государственной поддержки сектора.
Российский рынок энергосервиса западные партнеры оценивают как очень емкий и перспективный, с хорошими финансовыми показателями. Но все понимают, что и риски несравнимы с европейским уровнем. Поэтому, несмотря на огромный интерес к российскому рынку, европейские коллеги понимают, что войти на этот рынок можно только в сотрудничестве с надежным российским партнером. И сегодня в наших интересах, чтобы в России становилось все больше профессиональных энергосервисных компаний, способных стать такими партнерами для евро-эско. Это значит, мы должны быстро пройти последующие этапы, по возможности сравняться с развитыми рынками в практиках, культуре применения методологии энергосервиса.

Источник: EnergyLand.info


Офис компании
+7 (4722) 58-00-80
office@ivt.su

Отдел продаж
+7 (4722) 58-00-82
sales@ivt.su

Техническая поддержка
+7 (4722) 58-29-80
support@ivt.su